Технические виды спорта ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ ПОДХОДОВ За годы независимости Узбекистан стал одной из крупных автомобилестроительных держав, в республике существенно увеличилось количество владельцев автомототранспортных средств, появились современные автопредприятия различных форм собственности, сервис-центры по ремонту, диагностике и техническому обслуживанию, что радует и вызывает чувство гордости. Параллельно в нашей стране развиваются и такие виды спорта как картинг, багги, ралли, шоссейно-кольцевые автогонки, играющие важную роль в разработке и внедрении в производство новых технических решений и конструкторских разработок, подготовке водителей-профессионалов, спортсменов, способных достойно отстаивать честь страны на престижных международных турнирах. В перечисленных выше разновидностях автомобильного спорта, судя по сезону 2010 года, гонщики страны продемонстрировали высокое мастерство, хорошую техническую и физическую подготовку, волю к победе. Можно порадоваться и тому, что, к примеру, ряды картингистов заметно пополнились юными спортсменами, подающими большие надежды и ветеранами спорта, которые передают сегодня свой опыт молодежи. Укрепилась и материально-техническая база отдельных спортивных секций, обновились картодромы в Янгиере и Гиждуване, под патронажем Алмалыкского горно-металлургического комбината ведется строительство кроссовой трассы в Ташкентской области. Однако на фоне достигнутых успехов в технических видах спорта имеются и сдерживающие развитие факторы. Прежде всего, это нехватка специальной спортивной техники, запасных частей, экипировки. Многие энтузиасты автоспорта изготавливают нужные детали к гоночным автомобилям и мотоциклам в домашних мастерских, что не решает проблему, поскольку с каждым годом на крутых виражах стремительно растут скорости, и путь в чемпионы на самодельных кольцах, поршнях, шестернях преграждают поломки и сходы с дистанции заездов соревнований. Оставляет желать лучшего и организационная работа, количество проводимых соревнований и тренировок, ограниченность которых сдерживает нехватка финансовых средств в учебных спортивно-технических клубах, а порой и просто нежелание развивать спорт. Если проанализировать ситуацию в данной сфере, то вырисовывается следующая картина: из-за недальновидности отдельных руководителей уже давно перестали существовать секции картинга и мотокросса в УСТК (учебный спортивно-технический клуб) ОСО «Ватанпарвар» Сергелийского района столицы, Зангиатинском районе Ташкентской области, Янгиюльской автошколе и других организациях. Лишь благодаря энтузиастам, людям для которых воспитание гармонически развитого молодого поколения являются смыслом жизни, эти увлекательные виды спорта существуют и совершенствуются. На собственные средства спортсмены сегодня вынуждены не только приобретать дорогостоящую технику, экипировку, но и, как это не абсурдно, принимать участие в соревнованиях. К примеру, в прошлом году картингисты УСТК Олмазарского района столицы (бывший Сабир-Рахимовский район) вынуждены были на свои деньги покупать горюче-смазочные материалы и добираться в город Гиждуван Бухарской области на первенство страны по картингу. Руководство клуба наотрез отказалось финансировать участие своей команды в престижном турнире. Кстати, команда возглавляемая опытным тренером Виталием Ивановым на этой гонке вошла в число призеров, в очередной раз продемонстрировав высокое мастерство практически во всех классах гоночных микроавтомобилей. Досадно, что к автоспорту, как к пасынку относится сегодня и отечественный автопром, который мог бы оказать реальную поддержку гонщикам Узбекистана. Правда, на первых порах Асакинский автозавод создал национальный гоночный автомобиль «Нексия-каренини» и выделил несколько серийных автомобилей раллийным командам. Но дальше дело застопорилось. Для решения этих проблем, по мнению некоторых спортсменов и тренеров необходимы новые подходы в развитии и популяризации технических видов спота. Это, прежде всего, взаимовыгодная кооперация с промышленными предприятиями республики и частными предпринимателями, которые вполне могут освоить мелкосерийное производство деталей и комплектующих к спортивной технике, расширение сферы платных услуг оказываемых УСТК ОСО «Ватанпарвар» населению и юридическим лицам, поиск спонсоров, заинтересованных в развитии технических видов спорта, создание современных трасс с посадочными местами для зрителей, которые также могли бы приносить командам определенные дивиденды. Ведь технические виды спорта – это красивое зрелище, посмотреть на которое пришли бы тысячи и тысячи людей. Определенный опыт работы в данном направлении уже имеется. Например, всестороннюю помощь и поддержку техническим видам спорта, в том числе и автомобильному, сегодня оказывают Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты, ОАО «Тошвилоятавтотеххизмат», другие предприятия и организации. Мощный импульс для укрепления финансовой самостоятельности клубов придало и принятое в конце минувшего года постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, согласно которому обучение граждан вождению автомобилей, их эксплуатации и правилам дорожного движения будут заниматься государственные подразделения ОСО «Ватанпарвар». Такое решение позволит клубам зарабатывать и аккумулировать финансовые средства на развитие спорта и укрепление учебной базы, а главное обеспечит гораздо более качественную, чем в частных автошколах, подготовку водителей различных категорий, повысит уровень безопасности на автодорогах республики. Сергей Левченко.
|